Зі спогадів Петра Шелеста, 1-го секретаря ЦК КПУ в 1963-1972 рр.:
«Леонид Ильич решил сменить немного тему, пошутить: "Вот у нас при Скрыпнике украинизацию проводили. Так это была скрыпниковщина! При Скрыпнике, вы знаете, я работал на заводе, когда украинизацию проводили, - что это было, это был абсурд, смех. Та и вообще украинский язык - это же... суржик русского языка".
Подгорный (член Политбюро ЦК КПСС, затем стал Председателем Президиума ВС СССР, выходец с Полтавщины - Прим. ДР) сидел рядом и молчал, но начал закипать.
Спрашивает: "Вы так считаете?"
И снова начал Леонид Ильич: "Да, что касается украинизации".
"Вот это да! Вот новость! Договорился, Леонид Ильич! Тогда и культура украинская - суржиковая, искусственная. Как же это так: украинский народ, украинский язык, украинская культура существуют столетиями и их суржиком называть?" (А Суслов сидит и все мои "крамолы" записывает).
Брежнев не успокаивается: "Вот вспоминаю, когда мы проводили украинизацию, так если кто не знал - ему подсказывали ответы. Спрашивают, как называется на украинском языке месяц декабрь? А он не знает, ему шепчут, потом показывают грудь, грудень. А он: "Месяц - цыцкень!" Ха-ха-ха...»
Джерело: Петро Шелест, "Справжній суд історії ще попереду". Спогади. Щоденники. Документи. Матеріали. Київ, 2004. С. 655.
Comments