Юрій Венелін (1802 – 1839) – російський історик, філолог та етнограф карпаторусинського походження. У своїй праці «О споре между Южанами и Северянами на счёт их Россизма» (1832) констатував, що українці («Южане») вважають руссю тільки себе, тоді як москалів («Северян») вважають за інший, чужий народ. Підтверджує Венелін (при народженні – Гуца) і внутрішньо-українську етнічну соборність. Карпаторусин, за його словами, сплутає москаля з чехом, а читаючи московську літературу не сприйматиме її за руську, як він це робить зі своєю чи київською газетою. Прийдешнього на Закарпаття сіверянина, уродженця Чернігівщини, карпатський русин вважатиме за «справжнього руського», такого ж як і він.
"Но за то и Южане, в свою очередь, не допускают Северян участвовать в Россизме; как ни называй себя он Русским, все таки он не Русин, а Москаль, Липован, и Кацап. По мнению Южан, настоящая Русь простирается до тех пределов, до коих живут Южане, а всё прочее Московщина. В том же самом мнении и какой-либо Карпато-Росс, живущих на берегах Тисы, его Часослов, или Минея киевской печати, напоминают ему Русь, но не Москва, хотя и Московская печать у него не редкость. Он принял Русского гренадера, Северного уроженца, за Чеха; но только Глуховский, или Воронежский (селище в Сумській області), или Черниговский гренадер покажется ему настоящим Русским; равномерно Землянин Люблинского Воеводства, в Царстве Польском, готов биться об заклад, что он чище Русак, нежели Ярославский (колишнє руське місто; нині Польща) и Володимерский (місто у Волинській області) Москаль.
В этом споре сих двух Русских братьев о наследстве участвовала судьей вся Европа и отчасти Азия; единодушно решено всеми народами в пользу Южан. И действительно, по понятию всех народов, Русь от Карпатов простиралась только по Глухов и Витебск, а то все прочее было Московщина. <...> Меж тем, много, много пожертвований делали Северяне, чтобы Европа и Азия возвратили им их имя, и только 1812 год заставил Поляков, Мадяров и Французов распространить пределы Руси по всей Московии, но, не смотря на это, соседние народы надолго не забудут имя Москалей. <...> Молдаван и Волох только в присутствии Русского скажет Рушь, Цара Русаска, думая, что это делается из приличия; впрочем, Москалу у них, Московец у Болгар, Москов у Турок всех трёх частей мира топором не вырубишь из головы".
Джерело: "Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских", Москва, – №4 (год 3), – 1847, – с. 5-6.
コメント